paprika_andlife

Category:

Балет "Щелкунчик". Новое прочтение

Балет "Щелкунчик" в постановке Белорусского театра оперы и балета. Все фото, цветные и чёрно-белые, с официального сайта и архивов театра: https://bolshoibelarus.by
Балет "Щелкунчик" в постановке Белорусского театра оперы и балета. Все фото, цветные и чёрно-белые, с официального сайта и архивов театра: https://bolshoibelarus.by

В этом году сезон «Щелкунчика» в Белорусском большом начался рано, в октябре. Истосковавшийся народ вместо хлеба требовал зрелищ. «Искусство — пища для души» (с). 

На всех афишах были пометки о некой новой редакции балетмейстера Валентина Елизарьева, в прессе рассказывали о восстановленных 4320 квадратных метрах декораций, написанных в 1982 году Евгением Лысиком для этой постановки, и я, конечно же, не могла пропустить такой спектакль. 

«Щелкунчик» — это единственное, что я любила у Елизарьева не просто очень-очень, а безумно! С ним могли тогда сравниться разве что «Ромео и Джульетта» и «Кармина Бурана». И «Чиполлино», да (о балете «Чиполлино» см. у меня в статье «Достойный преемник Пиноккио»). 

Что случилось в Белорусском большом со «Щелкунчиком»...я ждала этот вечер, я мечтала, вспоминала, у нас были билеты во второй ряд...Первый премьерный день, почти весь первый ряд занимают «свои» — дамочки с малыми девчушками, которые разговаривали, отсвечивали своими телефонами, ели бутерброды и пили газировку из бутылок, не стесняясь, бегали туда-сюда во время спектакля и почти не смотрели на сцену. В ложах такие же леди пили шампанское. И вы знаете, лично мне это испортило впечатление от похода в театр, и я всеми силами держалась, хоть и пришлось всё-таки делать замечания этой невежливой и странной компании.  

 Русские куклы - Александра Чижик, Антон Кравченко
Русские куклы - Александра Чижик, Антон Кравченко

Уже потом, когда переосмысливала всё увиденное на сцене, вспоминала и сравнивала, я поняла, что...ничего нового нам практически не показали. Просто Елизарьев захотел возобновить свой старый спектакль (его же либретто на основе либретто Мариуса Петипа). В прессе написали вежливо: мол, не всякий ценитель искусства заметит отличия старой и новой редакций. Так оно и было: я, можно сказать, не заметила. 

Я любила этого «Щелкунчика», но этих мышей я любила больше, чем безумно!.. 

Прекрасная Мышь  - Татьяна Дубатовка — украсила мой вечер! 

Я всегда радовалась снежинкам...

...и в этот раз они — мыши и снежинки — не подвели, но больше всего мне понравился Дроссельмейер.

Хореография и актёрская игра в сочетании с символизмом Гофмана — всё это в исполнении Юрия Ковалёва было не просто великолепно. Случилось то, что я так давно ждала от этого образа. Александру Фурману, Дроссельмейеру 90-х, не хватило тогда лишь чуть-чуть до соответствия моему идеалу, а Ковалёв это сделал.  Его Дроссельмейер — Мастер кукол - Король Мышей — это лучшее, что я до сих пор видела во всех «Щелкунчиках» (если не считать замечательную идею нидерландского национального балета изменить либретто данного балета под День святого Николая).

В тот вечер я поняла мифологию Дроссельмейера, а это дорого стОит. 

Александр Фурман, Дроссельмейер моих 90-х.

Ещё минуты настоящей медитации пришлись у меня на персидский танец в исполнении Игоря Мацкевича и Татьяны Уласень

А помните, я рассказывала о японских танцорах в Белорусском большом? Незабываемое впечатление произвёл на меня в балете «Пер Гюнт» Таро Курачи. В «Щелкунчике» я посмотрела на Такатоши Мачияму. Вместе с чудесной актрисой Ксенией Ржевской они исполнили японских кукол. 

Слева на фото, в испанском костюме - Яна Штангей, супруга Такатоши. В тот вечер на сцене были все девочки, которые мне очень нравятся (Чижик, Ржевская, Штангей). 

Что касается Маши и Принца...случилась удивительная история: впервые за много лет в пару встали бывшие супруги, Ирина Еромкина и Олег Еромкин. Их историю предпочитают не обсуждать, Олег давно женат на другой приме этого же театра, и увидеть в «Щелкунчике» именно такой дуэт было для меня большой неожиданностью! Я не знаю, как Елизарьев их уговорил (все не смели об этом даже шептаться), но, наверное, это был первый и единственный раз, когда я видела их вместе на сцене. 

Чтоб вы поняли, как это было, то вот: летели с одного конца сцены на другой.

Олег Еромкин

Ирина находится в прекрасной физической форме...

Фото https://www.belta.by/
Фото https://www.belta.by/

...но она на несколько лет старше Олега, а на великовозрастных балерин я всё же предпочла бы смотреть с дальних рядов, чтобы не разрушать свою сказку...

Валентин Елизарьев навсегда останется для меня создателем этой сказки, кто бы и что об этом ни говорил.

И я, как и прежде, каждый год буду ждать своего щелкунчика.

Карина Малаховская
Карина Малаховская

И каждый год буду разгадывать мифологию Дроссельмейера, которая до сих пор даёт фору многим современным мифам.  

Историю и мифологию щелкунчика см. у меня здесь: «Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Часть 1» и «Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Часть 2». О кино и балетных постановках см. по тегу «щелкунчик».

А что для вас Щелкунчик и в какие сезоны предпочитаете его смотреть-читать? 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded