Katalin (paprika_andlife) wrote,
Katalin
paprika_andlife

Category:

7 киновечеров с Агатой Кристи. Вечера 1, 2 и 3


Слева направо: Альберт Финни, Дэвид Суше и Кеннет Брана в роли Эркюля Пуаро. Все фото - из открытых исчтоников Интернет.

Все ссылки открываются в новом окне

Когда я рассказывала о новогодних кинофильмах и о британском рождественском пудинге, то вспомнила одно из произведений Агаты Кристи. Знаменитый сборник рассказов Агаты Кристи "Приключение рождественского пудинга и выбор закусок / The Adventure of the Christmas Pudding and a Selection of Entrées" был опубликован в 1937 году. В сборник входил и рассказ "Приключение рождественского пудинга, или Похищение королевского рубина /The Adventure of the Christmas Pudding, or The Theft of the Royal Ruby". Я говорила и о фильме, и приводила цитаты из литературного произведения, см. мои статьи "Новогодние кинозал. Часть 17" и "Британский рождественский пудинг" (часть 3 и следующие части).

Там же, в комментариях, у меня спросили, что я думаю о новом фильме "Убийство в Восточном экспрессе", но я обещала дать свой ответ после праздников. И вот сейчас отвечаю: фарс, посмотреть и забыть. Например, мне вообще непонятно, по какой причине он был создан. К тому же, местами он далёк от литературного оригинала, но в то же время даже внешне копирует самую лучшую на сегодняшний день экранизацию одноименного произведения Агаты Кристи. Я имею в виду фильм Сидни Люмета 1974 года.

Дальше могут быть спойлеры, но без них я не смогу рассказать о своих впечатлениях.

Агата Кристи (1890-1976). Цитирую Википедию: "Относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы, её произведения стали одними из самых публикуемых за всю историю человечества(уступая только Библии и трудам Шекспира). Роман "Убийство в Восточном экспрессе" 1934 года был написан в Отеле Пера Палас (англ. Hotel Pera Palace) в Стамбуле (Турция). В номере 411 отеля, где проживала Агата Кристи, теперь её мемориальный музей".

Сидни Люмет (1924 - 2011) — замечательный голливудский творец, который современной публике может быть известен только лишь как режиссёр фильма "Игры дьявола" (2007 год). В том же 2007 году в прокате и у нас, и за рубежом прошёл фильм Никиты Михалкова "12", который считается ремейком фильма Люмета "12 разгневанных мужчин" (1957 год).

12 — это количество присяжных заседателей, которые являются героями двух последних названных фильмов и которым нужно тщательно подумать и всё взвесить, прежде чем вынести непростой вердикт. 12 — это и количество пассажиров вагона Восточного экспресса, подозреваемых в убийстве, но лишь в некоторых киноверсиях романа Агаты Кристи открытым текстом эти пассажиры сравниваются с присяжными заседателями. Вот только в случае с экспрессом всё наоборот: вердикт уже вынесен, а все мучения и сомнения ещё впереди. Историю жизни Сидни Люмета я не знаю, но мне почему-то кажется, что этот режиссёр, создавший "12 разгневанных мужчин", не просто так взялся и за экранизацию произведения Кристи...

"Я не знаю, как мы все будем жить дальше, но мы поступили правильно", - примерно так говорит Эркюлю Пуаро одна из героинь в фильме 2010 года, где роль детектива исполняет Дэвид Суше. А вот другая героиня фильма Кеннета Брана образца 2017 года с каменным лицом молвит, что её "совесть умерла вместе с Дэйзи". Интересно, что некоторых современных зрительниц, суд по их отзывам в сети, эта фраза тронула до слёз. У меня же ни один нерв не дрогнул, когда Пенелопа Крус её произнесла: фарс он и есть фарс.



"Murder on the Orient Express / Убийство в Восточном экспрессе" (США, Великобритания, Мальта, Канада; 2017). Режиссёр Кеннет Брана. В ролях: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад, Дерек Джекоби, Лесли Одом мл., Мишель Пфайффер, Дэйзи Ридли, Сергей Полунин, Люси Бойнтон, Марван Кензари, Том Бейтман, Мануэль Гарсиа Рульфо.

Что в первую очередь отмечают рецензенты: "звёздный" состав. Я так скажу: во-первых, "звёзд" лишь чуть больше половины (я перечислила выше все 13 нужных фамилий). Во-вторых, по моему мнению, Джонни Депп здесь ни к месту абсолютно. И вообще, я считаю, на некоторые роли можно было взять других актёров, а не гримировать известных лиц как мумий, потому что без грима они бы вообще здесь всё испортили своим внешним видом. Пенелопа Крус тут тоже как бы ни к селу, ни к городу. Российский артист балета, играющий аристократа - допустим, но накой он выписывает дерзкие финты ногами? Про афроамериканца промолчу из политкорретности. Собственно, поэтому он и был в фильме, я так думаю (а вообще это сборный образ). Спасибо, хоть не было намёка на других членов общества, хотя с таким подходом и при желании их тоже можно было запросто вписать в какую-нибудь сцену...

Никакой выдающейся актёрской игры в фильме Брана я не увидела. Ну, разве что Мишель Пфайфер вместе с самим Кеннетом слегла повеселились (причём, я уже так давно не видела Пфайфер, что весь фильм мучительно вспоминала имя этой актрисы). Ну, а Джуди Денч вела себя с достоинством, как и всегда, ей даже текст не нужно было произносить. Мне, например, трудно представить в этой роли какую-то другую современную актрису (возможно, Хелен Миррен?), хотя вполне допускаю, что здесь могло вписаться и какое-нибудь доселе неизвестно нам лицо. О Джуди Денч я рассказывала в статье "Дама Джуди Денч".

Ах, да: ещё песня в исполнении самой Пфайфер. Саундтрек невозможно не отметить: отмечаю.

Как в произведении искусства, мне понравилась в новом фильме только одна сцена - в конце, когда на фоне зимы и жалостливо звучащей музыки Пуаро собрал всех и пытался то ли прочитать им нотацию, то ли просто вышел усы свои освежить. Ещё чуть-чуть, и я бы ему поверила, если бы весь фильм до этого мне не показывали невесть что.



Современным зрителям понравились красивые картинки в фильме. Ослепительно голубая зима, весёлый паровоз...

Через горы, через лес
Нас полярный мчит экспресс.


Не то рождественский полярный экспресс, не то каникулы закончились в Хогвартсе. Все же помнят, что Кеннет Бранна играл в "поттериане" самовлюблённого профессора? Так что усищи тут пришлись кстати, да...

Лично по моему мнению, "звёздный состав" хорошо отыграл только в одном подобном современном "картинно-постановочном" фильме: "Отель "Гранд Будапешт" (2014, режиссёр Уэс Андерсон). Вот там каждый был на своём месте! Идея того фильма мне понравилась намного больше: там в центре событий был никому не известный персонаж, а все "звёзды" были у него на подтанцовках. Получился прекрасный капустник, который если кто не видел, то можете посмотреть. Вот там весь фарс очень хорошо вписывается в происходящее, хотя в то же самое время фильм повествует о серьёзном.

Итог первого вечера: чуть не потратила его впустую. С первых минут мне с этим фильмом всё было ясно. Я досмотрела его только потому, что за давностью лет, как та черепаха Тортилла, не могла вспомнить, кто ж там кого и за что порешил и вообще смотрела ли я фильм Люмета. То, что я раньше не читала роман Кристи, это точно. В детстве я перечитала всего доступного Мегрэ и Шерлока Холмса, а вот ни про Пуаро, ни про мисс Марпл почему-то читать не нравилось, хотя кинодетективы с ними смотрела. Не нравились мне литературные произведения Агаты Кристи, уж не знаю, почему. Честно говоря, они мне не очень нравятся и сейчас, а что и кому она хотела сказать своим "Восточным экспрессом", я вообще теряюсь в догадках...

Что хотел сказать Кеннет Брана, я тоже не пойму. В одном из старых фильмов Пуаро говорит, мол, "захотели тут что ли устроить шутовское правосудие?". Видимо, Брана принял эту фразу близко к сердцу. Моей семье его высокохудожественное безобразие не понравилось тоже, однако многим современным зрителям, никогда не видевшим тот же фильм Люмета, новейшая версия всё-таки нравится. Яркая, даже сочная картинка, многие сцены и диалоги не отягощены ни смыслом, ни драматизмом, думать над ними не надо. Я всё-таки пыталась задуматься, но...события прошлого и настоящего прыгали туда-сюда каким-то урывками, и я, например, с трудом связывала все истории и биографии в одну нить. В общем, лёгенький такой фильмец, если так можно сказать о детективе (кроме собственно сцены убийства; по-моему, она ужасна и убийственна во всех смыслах, в прямом и в переносном). Фильм фарсовый и проходной совершенно! Не для повторного пересмотра, чего не скажешь о двух его предшественниках.



Вечер второй. "Убийство в Восточном экспрессе" (Великобритания, 1974 год). Режиссёр Сидни Люмет. В ролях: Альберт Финни, Лорен Бэколл, Мартин Болсам, Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк, Жаклин Биссет, Ингрид Бергман, Шон Коннери, Жан-Пьер Кассель, Джон Гилгуд, Ричард Уидмарк, Уэнди Хиллер, Рейчел Робертс, Энтони Перкинс, Джордж Кулурис.

Посмотрите на актёрский состав: "и звезда с звездою говорит" (с)

Если вы хотите восстановить все события в хронологическом порядке — вам сюда. Классическая экранизация бессмертного произведения — это о нём. Это с него, видимо, списывал внешности своих героев Кеннет Брана. Поскольку я смотрела его вторым и уже знала, чем и что закончится, я думала, что просто промотаю, взгляну одним глазком. Увы или к счастью: этот фильм цепляет и не отпускает до самого конца, хоть картинка у него за давностью лет совсем не такая яркая, как у новейшего фильма. Я так и не смогла вспомнить, показывали ли его раньше по советскому ТВ, так что смотрела как в первый раз.

Вот как раз у Люмета - настоящий "звёздный состав", который действительно делает свою работу и даёт фору всем, играющим у Брана. Ингрид Бергман за пятиминутную сцену разговора-допроса вообще получила "Оскар", а сам данный фильм был номинирован на эту премию в 5-и категориях. Эркюля Пуаро здесь сыграл замечательный британский актёр Альберт Финни и мне его работа понравилась. Агата Кристи видела этот фильм, была на его премьере и говорят, что такой образ Пуаро ей тоже понравился. Это был её последний выход в свет.

И немного о том, как снимали этот фильм: "К моменту съёмок фильма поезд "Восточный экспресс" уже прекратил своё существование, как и компания, его эксплуатировавшая. Однако его подлинный паровоз был использован для съёмок, пусть он и не мог ездить слишком далеко. Внутреннее убранство поезда для съёмок было восстановлено по сохранившимся в музеях (большей частью в Бельгии, а также у некоторых состоятельных пассажиров, выкупивших облицовку купе на память о незабываемых путешествиях) вагонам реального "Восточного экспресса". Примечательно, что "кинокарьера" реконструированных вагонов на этом не закончилась. Уже через год они были использованы на съёмках комедии Клода Зиди "Не упускай из виду". После чего они были переданы железнодорожному музею, а в 1982-м были запущены в первом составе на восстановленном маршруте Симплон-Венеция." (цитата из Википедии)

Вообще, если сравнивать все три фильма, о которых я здесь веду речь, то они не повторяют друг друга один в один ни по сценам, ни по диалогам, ни по настроению.


Альфред Молина в роли Эркюля Пуаро ("Убийство в Восточном экспрессе", 2001; телевизионная версия).

Есть ещё и четвёртый фильм. Он был снят в 2001 году (режиссёр Альфред Молина). Я его не смотрела, потому что элементарно не нашла в русскоязычных фондах. Судя по отзывам зарубежных зрителей, он тоже проходной, говорят и пишут о нём очень мало. Тоже не ясно, зачем и для чего он был создан. Есть и пятый, и шестой, кажется: один японский, другой - пародия, но это всё — в конце списка. Японский фильм, возможно, когда-нибудь и посмотрю. Это мини-сериал: "Oriento kyuukou satsujin jiken", 2015 (ссылка активна).



Вечер третий. "Убийство в Восточном экспрессе". 4 серия 12-го сезона сериала "Пуаро Агаты Кристи". Режиссёр Филип Мартин, 2010 год. В главной роли Дэвид Суше. Шикарный психологический детектив! Я не смотрела эту серию раньше и очень долго находилась под впечатлением после просмотра. Я даже не смогу объяснить словами то, что смогла почувствовать...

Все говорят, что у Брана зима красивая, а знаете, что такое зима и почему она здесь? Вот посмотрИте эту серию и узнаете. В новом фильме всё картинно и "ширмочно", а поезд-то застрял в снежных завалах, люди сутки в нём мёрзли (!) без отопления и горячей еды. Зима у Брана изображена как рождественская открытка или фото для страницы "Февраль" в настенном календаре, люди в ней пьют чай в сугробах (?), улыбаются и мило беседуют. На самом деле зима — это...смерть, влетающая в открытое окно...

В этой серии нет "звёздного" состава, здесь никто особо не выделяется, потому что в таком контексте это не нужно. Хотя всех женщин я запомнила, потому что каждая из них говорила и делала что-то особенное. "Леди артистка" здесь тиха как мышь и пискнула всего пару раз. Пфайфер же у Брана трещит без умолку и даже, как мне кажется, переигрывает. Лорен Бэколл у Люмета тоже почти всё время находится на переднем плане, но ведёт себя потише и не "звездит", хотя она признана величайшей актрисой Голливуда.



Для самого Пуаро данное дело — тяжелейшее психологическое испытание. Я никогда до этого не видела Дэвида Суше в таком образе...а на последних минутах серии я, наверное, была почти в таком же состоянии, что и он.

Эта серия как раз о мучениях и сомнениях, причём — о всеобщих, начиная с самого плохого человека и заканчивая самыми хорошими. И всё это подчёркивает прекрасная операторская и режиссёрская работа, что удивительно для сериальных фильмов.

Окончательный итог. Наверное, всё ясно по моей писанине: фильм Кеннета Брана опускается вниз, к японцам и всем остальным (хотя японцы у меня пока ещё под вопросом). Самое большое впечатление — живое, настоящее, как и положено от качественно созданного произведения - я получила от фильма с Дэвидом Суше, ну а Люмет - это классика!


См. далее "7 киновечеров с Агатой Кристи. Вечера 4, 5 и 6"


Tags: Великобритания, библиотека, кинозал, личное мнение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Recent Posts from This Journal