Katalin (paprika_andlife) wrote,
Katalin
paprika_andlife

Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Часть 2


Kurt S. Adler. Gingerbread Nutcracker. Фото из Интернета

См. также "Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Ч.1" (ссылка открывается в новом окне)

Авторский текст
Katalin ©


Связь щелкунчика с зимними и рождественскими праздниками объяснить просто: в этот период для приготовления всевозможных праздничных блюд, особенно выпечки, использовалось много орехов. Орехоколы были всегда на виду, а в такие дни, как водится, каждый член семьи был наделён какими-то обязанностями, одному человеку со всей работой было не справиться. Дети часто помогали мамам, тётям и бабушкам на кухне, и я так думаю, что могли не просто держать в руках подобные приспособления, но и играть с ними. Собственно, это часто происходит и в наше время.

Я уже рассказывала, что в немецком Музее Рождества есть целый зал, посвящённый рождественской кулинарии и особенно выпечке (см. мою статью "Музей Рождества в Ротенбурге-на-Таубере"; ссылка открывается в новом окне). И там же находится целый шкаф всевозможных старинных щелкунчиков: от орехоколов неопределённого, но практичного вида до приспособлений с людскими лицами и телами, в т.ч. есть несколько старинных щелкунчиков-солдат (один из них представлен на фото в статье про музей).


Орехоколы конца XIX-начала XX века. Экспозиция венгерского рождественского музея (Hubay ház), Сентэндре. Фото из личного архива

Эрнст Теодор Амадей Гофман со своей сказкой про Мышиного Короля стал толчком в развитии другого направления образа щелкунчика, который я бы назвала не только "праздничным", но и "романтическим". Причём, наиболее ярко это проявилось буквально недавно, именно во второй половине XX века, когда в разных театрах мира стали массово и в разных вариациях ставить балет П.И.Чайковского "Щелкунчик", а также создавать кинофильмы и мультфильмы на данную тему (об этом см. в моей статье "Новогодний кинозал. Ч.14. Щелкунчик"; ссылка открывается в новом окне). Балет был написан ещё в конце XIX века, но сначала он не был таким популярным, а поход в театр был не таким доступным, как сейчас. В первой половине XX века мастера всё ещё создавали не заколдованных принцев, а щелкунчиков-полицейских, грубых солдат и чванливых помещиков. Да и сейчас Король(Принц)-Щелкунчик - это не главный персонаж, хотя присутствует практически во всех коллекциях.

И знаете, я бы не сказала, что заграничные девочки в наше время поголовно считают щелкунчиков романтиками и непременно хотят заполучить такую игрушку на Рождество. Во время поездок по Германии, мне показалось, что там к этим изделиям относятся как прежде: щелкунчики - это традиция, которую поддерживают даже серьёзные дяди и тёти, а всё, что выставлено на рождественских рынках и в сувенирных магазинах, производится, в основном, для туристов. Есть и современные коллекционные экземпляры - шикарные и дорогие, в большинстве случаев их изготавливают в небольшом количестве.

Самые известные и популярные брэнды, под которыми сейчас производят коллекционных (декоративных) щелкунчиков: Füchtner (именно эта мастерская стала впервые выпускать щелкунчиков в Рудных горах), Steinbach, Käthe Wohlfahrt, Christian Ulbricht, Klaus Merten, Drechslerei Junghänel, Olaf Kolbe, KWO, Kurt S. Adler (KSA Santa's World) (все ссылки открываются в новом окне; на некоторых сайтах можно найти фото и видео того, как сейчас или когда-то делали и раскрашивали таких щелкунчиков).


Эрцгебирге, 1974 год. Фото: foto-history.livejournal.com

Во времена ГДР на фабриках игрушек выпускали щелкунчиков-солдат без всякого намёка на романтику, их почти всегда раскрашивали всего в три-четыре цвета (белый, красный, чёрный, зелёный). Иногда добавляли капельки золотой краски, а иногда эти солдатики были однотонными либо на деревянной заготовке рисовали глаза, рот и просто покрывали лаком. Так делают и сейчас, кстати: мой большой деревянный Король-Щелкунчик выполнен в таком же стиле.

До сих пор далеко не всегда местные жители считают щелкунчиков хорошими и добрыми. Об этом я уже говорила в связи с современным немецким фильмом-сказкой "Когда Санта упал на землю" (оригинальное название "Als der Weihnachtsmann vom Himmel fiel").В нём как раз показаны огромные и злые щелкунчики, и они прекрасно вписываются в остальную мифологию (см. "Новогодний кинозал.Часть 7.Сказки для детей"; ссылка открывается в новом окне).

Не то чтобы я фанат подобных игрушек...я считаю, что у каждой девочки должен быть один-единственный Щелкунчик, а все остальные — это его армия, родственники, знакомые и прочее окружение. Своего "настоящего" Щелкунчика я искала в Германии, наивно полагая, что на его родине он должен быть красивее и солиднее. Увы, в наше коммерческое время некоторые розовые мечты разбиваются о суровую реальность, но даже из дорогих щелкунчиков мне понравился только один.


Nutcracker-Ginger Bread Man "Sweet Guy". Фото www.wohlfahrt.com

Щелкунчик из лимитированной коллекции Кэти Вольфхарт, высота 28 см, стоимость 100 евро. Он был таким привлекательным на фото! Но когда я увидела его в реальности и смогла подержать в руках...то поставила обратно на полку. Чем-то он не дотянул до моих идеалов, хотя идея изобразить его именно таким очень хороша и перекликается со сказкой Э-Т-А.Гофмана. Помните Сладкое Королевство Щелкунчика? Возможно, я даже сама когда-нибудь вернусь к этой идее в своих рукодельных работах.

Своего заколдованного принца я нашла в Зальцбурге, в городе пушистых единорогов и волшебных рождественских снежинок, а вот из Германии мы привезли обычный практичный орехокол.


Baker Nutcracker (вышивка крестом, размер мотива 8х17 см. Оригинальный дизайн из журнала "Just Cross Stitch", декабрь-2012). Высота деревянного щелкунчика - 36 см.

Поскольку я давно интересуюсь историей празднования Нового года и Рождества, то щелкунчики для меня в первую очередь являются одним из символов этих праздников, и конкретно — символом Германии, родоначальницы современного празднования Рождества. Каждый год я смотрю какую-то балетную постановку на музыку Чайковского и примечаю, не появились ли у китайских умельцев какие-то новые идеи на тему этой сказки...

Когда деревянные щелкунчики-игрушки были не так доступны, мы могли видеть этот образ только на экране телевизоров или в бумажных изданиях сказки Э-Т-А.Гофмана. Позже появились другие переводные немецкие издания — кулинарные и рукодельные, в их новогодних/рождественских номерах щелкунчики всегда присутствовали хотя бы на одном фото.

В таких же журналах иногда печатались и схемы для вышивки крестом, изображающие разные виды щелкунчиков. В основном, это были схемы маленького размера. Подобные дизайны создавали тогда только иностранцы, но не все их разработки мне нравились. Впрочем, как и сейчас: я регулярно просматриваю рукодельные новинки, но взгляд редко на чём-то останавливается.


Примеры схем для вышивки крестом. Фото из интернета

Не так давно отечественные вышивальщицы тоже взялись за разработку подобных схем. Видимо, сказалась доступность настоящих игрушек-щелкунчиков и возможность путешествовать. Схем этих не так много, бОльшая часть из них — это вариации на тему советского мультфильма (в данном случае, нужно держать в уме Закон об авторском праве, которым пренебрегают отечественные мастерицы). Есть и несколько схем, вдохновлённых китайскими игрушками-щелкунчиками.

"Свою" схему я нашла тоже не так давно. Причём, в этот дизайн входит 4 фигуры и что подозрительно - они все мне нравятся! Я решила к каждому Новому году вышивать по одной, а потом придумаю, как их оформить. В этом году я выбрала щелкунчика-кондитера. Мне кажется, что он даже похож на моего деревянного короля: как будто это он и есть, только в молодости. В руке это пекаря на ниточках болтались пряничные человечки, но я заменила их на сердечки.

А это - жемчужина и самый маленький деревянный экземпляр моей коллекции.



Это редкий щелкунчик, его рост 5 см. Он украшал ёлку в венгерском рождественском музее-салоне в Сентэндре (см. мою статью "Рождественский салон"; ссылка открывается в новом окне).

Этот щелкунчик не продавался и заметно, что он не из современных коллекций, но мой сын — молодец, всё-таки выпросил у продавцов эту игрушку для меня :)

Это щелкунчик-солдат, у него есть ружьё. Красный нос или хотя бы намёк на него — обязательный атрибут любого щелкунчика, который создан в соответствии со старыми традициями. Если уж не нос, то румянец на щеках должны быть обязательно. Причём, нос-пуговка, т.е. круглый — это тоже традиция, которой без малого уже 100 лет.

Вот ещё одна традиция, ей ещё больше лет. Этот тоже редкий щелкунчик, он был сделан в ГДР, его рост 31 см. Здесь рычагом является сам нос, а следовательно голова поднимается и опускается.

Фото с немецкого аукциона:


Фото picclick.de

И ещё у щелкунчиков должен быть хотя бы намёк на стиснутые зубы или открытый рот, т.е. должно подразумеваться, что это именно орехокол, а не просто какой-то игрушечный солдатик неизвестного происхождения. Эта деталь должна быть отражена и в рукодельных работах, в т.ч. в схемах для вышивки.

Если игрушка не очень маленькая, то у неё сзади должен быть действующий рычаг, который открывает и закрывает рот. Исключение - "носатые" щелкунчики, пример которых я показала выше, и некоторые фигурки, которые входят в определённые серии. Например, Мышиного Короля легко представить в виде щелкунчика, Дроссельмейер может быть даже Королём Щелкунчиков, а вот девочка Клара — это уже совсем другой образ.


Фото с интернет-аукциона

В конце 2016 года сказке Э-Т-А-Гофмана "Щелкунчик и Мышиный Король" исполнилось 200 лет.

"Работа над историей о Щелкунчике осуществлялась в период с 29 октября по 16 ноября 1816 года. Затем рукопись была передана издателю. Повесть была опубликована в 1-м томе "Детских сказок Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Э. Т. А. Гофмана", вышедшем в Берлине в канун Рождества. Известно, что 16 декабря того же года Гофман уже держал в руках только что поступившие из типографии четыре экземпляра книги" (полностью см. в Википедии; ссылка открывается в новом окне).

Все мои щелкунчики находятся на видном месте только во время зимних праздников — на ёлке или на комоде. Потом они отправляются в увольнение до следующего сезона — так же, как и Мари отправляла своих кукол в кроватку или на полку в шкаф. Я не стремлюсь собрать большую коллекцию и никогда не покупаю эти игрушки просто так. Согласно традиции, описанной Гофманом ровно 200 лет назад, щелкунчики появляются в моём доме сами — когда захотят и с кем захотят.

Статья подготовлена для моего ФМ "Путешествие в королевство Щелкунчика", который заканчивается сегодня.

При подготовке статьи использовались собственные наработки по мифологии и фольклору, данные с сайта династии мастеров Фюхтнеров, данные из Википедии, материалы из немецкого Музея Рождества в Ротенбурге-на-Таубере, материалы из венгерского рождественского Музея-салона в Сентэндре, а также книга-исследование "Nutcrackers - Shape and History" (автор Adolf Heidenreich).

Tags: Германия, Новый год, Рождество, балет, библиотека, вышивка крестом, кинозал, коллекционное, коротко - о главном, личное мнение, мифология, мультики, орехи, праздник, рукоделие, фольклор, чего хочет женщина, щелкунчик, ёлочная игрушка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments